Подписка на новости сайта

Последние статьи

Серветки проти кліща

Серветки проти кліща

В липні 2017 року в Amerikan Bee Journal прочитав статтю Ренді Олівера про використання щавелевої кислоти розчиненої у воді та гліцерині, нанесеної на серветки з нетканого полотна.

Двома роками раніше, випробовував картонні полоски просякнуті щавелевою кислотою, розчинененою у гліцерині.

Read more...

Про мед

Одним з перших продуктів, яким смакувало людство, був мед. Слова: «Солодке як мед», стало порівняльним у оцінці різних солодощів.

Проте, більшість людей не знають про особливу корисність цього продукту. А в бджолиному меді присутні фітонциди, ферменти, цукри, мінеральні речовини, різні мікро- та макроелементи, вітаміни та багато іншого. Всі перелічені речовини створюють сприятливі умови тонізуючої дії меду на людський організм, а також має відмінні антибактеріальні, бактерицидні, протизапальні властивості.

Read more...

Оценка качества перги

Дж Brindza, доктор., Профессор Директор Института

З. Schubertová, кандидат Словацкого университета сельского хозяйства в Нитре, Институт биоразнообразия и Биологической безопасности, Нитра, Словакия

В. Броварской, доктор, проф.

Read more...

Реклама

Людмила Потапенко (г. Киев)

 И святые принесли пчелиную матку в своем посохе , а пчелы , поднятые архангелом Гавриилом с земли , прилетели за ними большой тучей . Ни одно насекомое не жаловали так в народе , как пчелу . Ее называли святым созданием и " божьей мухой " , говорили детям : "Малая пчелка , но она работает". А высшей похвалой для человека было выражение: работает, как пчела.


И хотя крестьяне издавна считали святыми заступниками и покровителями пчеловодства святых Соловецких чудотворцев Зосима и Савватия , которые в XV в . основали мужской монастырь на Соловецких островах в Архангельской губернии , письменные источники свидетельствуют , что пчелы , а также пасеки , появились на территории Украины гораздо раньше. "Отец истории " Геродот еще в 444-445 гг до Р. Х. восторженно описывал богатства нашего края , вспоминая рассказы некоторых путешественников об огромном колличестве пчел, иногда через них даже нельзя было путешествовать. В это время пчеловодство было одним из главных национальных промыслов , а мед и воск - главными источниками богатства . Кроме внутреннего потребления , очень много меда и воска вывозилось за границу. Их покупали греки , варяги , арабы , евреи. Д. Яворницкий в книге " Очерки истории Украины " пишет: " Греческие , черноморские колонии немедленно завязали с ними ( славянами ) торгово - обменные отношения , вывозя из Приднепровье и Надднестровья - как одинаково свидетельствуют все источники - мех , мед , воск , рыбу и невольников , а иногда и хлеба. Отношения эти , чем дальше, тем все распространялись и в Х веке ".
Византия почти исключительно жила с барышей , которые имела с Приднепровья через свои крымские колонии. В "Повести временных лет" известного летописца Нестора также находим подтверждение высокого уровня развития пчеловодства в Киевской Руси. В 911 г. киевский князь Олег после победоносного похода на Царьград заключил с греками соглашение , согласно которому русские купцы имели право ввозить мед и воск в Византию , не платя пошлины . В летописи также описано тогдашний обычай одаривать иностранных послов. Так , в 945 г. Киевский князь Игорь одаривает прибывших греческих послов мехом , рабами и воском. А когда княгиня Ольга в 957 г. ездила в Царьград , то ее сопровождали 44 корабля , нагруженные медом , воском и мехами .
Также в первом законодательном кодексе Киевской Руси - " Русская правда" , заключенном еще в XI в. , находим статьи, регулирующие сохранение и развитие пчеловодства ( бортничества ) . Ни одному промыслу в " Русской правде" не уделено сколько внимания , как бортничеству , аж 7 статей . Это подтверждает большое значение бортничества в Киевской Руси. Действительно , мед и воск были в Киевской Руси самой основной формой сбора дани , а пчелиные продукты были основными товарами в торговле с другими странами. К тому же , из меда готовили лекарства , обрядовые блюда , варили знаменитый хмельной напиток. В колядках мед упоминается как первый из святых напитков. Он предназначался только для хозяина дома и почетных гостей .

А в цього пана скам’я заслана,

Та на тій скам’ї три кубки стоять,

В першому кубці – медок-солодок,

В другому кубці – кріпкеє пиво,

В третьому кубці – зелене вино.

Медок-солодок для пана того,

Кріпкеє пиво для жінки його,

Зелене вино для його діток. (укр.)


Много воска шло на церковные нужды . Восковая свеча была обязательным ритуальным атрибутом при рождении и при крещении , во время свадебного обряда и в час смерти .
При тяжелых родах зажигали свечу , чтобы облегчить рождение ребенка . Тому, кто умирал , давали в руки свечу , чтобы облегчить уход.
В древности повсюду на Украине изготавливали свечи дома . Само изготовление свечей происходило с большим благоговением . Зажигали лампадку перед иконами , читали молитвы , топили на лежанке чистый воск и в него " окутывали " гнет. Особое распространение получили свечи -тройки , изготовленные по особой технологии , разрисованные и украшенные . Особое значение для украинского народа имела страстная свеча. Вернувшись из церкви после Страстной вечерни ( Чистого ) четверга , с ней обходили все дворы : дом , амбар , сарай , конюшню . Везде выжигали кресты на входе и на окнах - от нечисти. Крестьяне иногда изготавливали страстные свечи чудовищных размеров - два аршина длиной и до десяти фунтов весом. Считалось , что особенно большую силу имела свеча , которая горела из года в год , во время двенадцати Страстей . Кто имеет такую свечу , у того в доме будет царить порядок и в хозяйстве все вестись . Держали такую свечу в святом углу .
На Западной Украине до дней некоторых святых , чаще всего на праздник Зимнего Николая , делали общую мировую свечу весом до шестидесяти килограммов. Она напоминала фигуру человека , имела выступы , похожие на руки , на которые надевали рубашку. На Николая крестьяне с этой мирской свечой обходили все село , пели Николаевские колядки :

Ішов Миколай, лужком-бережком,

Святий Миколай, лужком-бережком.

Та й гонив коней срібним батіжком,

Святий Миколай, срібним батіжком.

Срібним батіжком до хазяїна,

Святий Миколай, до хазяїна.

Гонив він коней із долин і гір,

Святий Миколай, із долин і гір.

Із долин і гір нагнав повен двір,

Святий Миколай, нагнав повен двір.

Ой хазяїне, не спи, не зівай,

Не спи, не зівай, меди подавай.

Святий Миколай, меди подавай.

Помагай Біг вам, святий Миколай.

Святий Миколай, помагай Біг вам. (укр.) 


На общественные нужды каждый хозяин , к которому заходила такая процессия , должен был дать немного хлеба. После обхода свечу хранили до следующего праздника в одной из семей . Верили , что такая мирская свеча может принести счастье и добро жителям дома , где она " остановится" .
Поскольку мед и воск пользовались большим спросом , то каждый хотел иметь их больше , а также и пчел , которые создавали эти продукты пчеловодства. Сначала люди пытались иметь больше бортей . Но постепенно , присматриваясь к жизни пчел и изучая его , люди научились " строить " искусственные жилища для пчел - ульи. Если вдруг сваливало дерево с бортью или от старости , бортник спасал своих пчел. Он вырубал из ствола бревно с бортью , длиной полтора-два метра , в зависимости от величины борти. А что пчелы у поваленного дерева кружили вверху , то бортник пытался поднять вырубленное бревно с бортью на соседнее дерево и закрепить там . Впрочем , не всегда удавалось вырубленное бревно в тот же день поднять и установить на дереве , для этого нужны были очень крепкие веревки , специальные устройства ( большие деревянные колеса) , и одному человеку сделать эту работу не по силам. Поэтому приходилось оставлять бревно с пчелами на несколько дней на земле. И вот , придя через несколько дней , бортник замечал , что пчелы не бросали гнезда в колоде , которая стояла на земле , и чувствовали себя там достаточно хорошо . Поэтому , не было крайней необходимости такие ульи - колоды поднимать и устанавливать на деревьях. Сначала такие борти- ульи были разбросаны по лесам . Там , где лес вырубался , они стояли на пнях . В древности такие места называли пасеками , поэтому и совокупность ульев- бревен , которые там стояли , стали называть пасеками .
Увеличению количества пчелосемей способствовало ежегодное роения пчел. Сначала люди научились приманивать рои в заранее подготовленные борти или ульи - колоды , наващивая их и натирая специальными, так называемыми маточными травами: мелиссой , чабрецом , душицей , мятой , листьями смородины , а затем научились и предусматривать выход роя , ловить его и сажать в улей.
Чтобы ловить рои , нужно было постоянно быть у своих пчел , и пасечники начали сооружать временное жилье (хотя бы шалаш ) возле ульев или наоборот - устанавливать ульи круг дома .
Из хроник поляка Анонима Галла узнаем о существовании уже в XI в. пасек на Украине . Он писал: "Я видел на этой земле очень много пчел , пасек в степях и бортей в лесах " . А историк В. Ляскоринский в своей книге " История Переяславской земли с древнейших времен до половины XIII века" отмечал : " В Переяславской земли , так же как и в других землях , в связи с лесным богатством , давно уже существовало пчеловодство " . В седьмом томе " История Украины - Руси. Казацкие времена до года 1625 " М. Грушевского отмечено : " Даже у сухих рахунковичей , правительственных ревизоров , которые описывали доходы украинских старост в XVI в . , Находим описание богатых пасек. "Суть другое пасеки , иж и три поселка за одну пасеку не стоят " , - пишет ревизор о мещанах браславских , - " При которой есть на милю земли , а в наименьшее полмили ; также в него пашня , ставы спустные , Пчела множество , зверъ всякий , сады и огороды овощами роскошны и большой иной пользы ... Пашня там родит урожай всегда больше, нежели при которомъ другом замъку " .
Занятия пасечником считалось святым делом . Пасеки были при монастырях и церквях , держали пчел казаки и простой люд . В селах , хуторах , на опушках стояли пасеки , в которых преобладали ульи - колоды .
В Украине до нач. XIX в . существовало три основных типа ульев :
1 ) ульи - колоды ( бортяки , стойки , пеньки ) ;
2 ) дуплянки или бездонки ;
3 ) кимаки , корзины , сапетки - ульи.
Наиболее старые украинские ульи - это , бесспорно , ульи - колоды . Из толстого дерева ( диаметром не менее 50 см ) вырубали или выжигали бревно длиной полтора метра. Сначала выдалбливали длинное отверстие шириной 10-13 см и длиной от 50 до 100 см. Затем это отверстие расширяли топором вглубь бревна , чтобы образовалась полость округлой или трапециевидной формы , причем верхнюю часть делали немного шире , чем нижнюю. Глубина этой полости зависела от толщины бревна , так как толщина стенок улья должна была быть не менее 10 см. должеи плотно закрывались двумя втулками (верхней должеей и нижней должеей ) , чтобы можно было осмотреть верхнюю или нижнюю часть гнезда , не раскрывая всего улья , чтобы меньше тревожить пчел. Иногда втулки сверху еще закрывают прочной доской - снетью , которая закреплялась на бревне дубовыми гвоздями - дыблями . Летом в большую жару пасечник вынимал нижнюю должею, а отверстие закрывал только снитью . Так гнездо лучше проветривалось и пчелы лучше переносили высокую температуру. Зимой же пасечник клал в улей на дно клок сухой ржаной соломы , которая имеет свойство очень хорошо впитывать влагу , и под стенами также делалась прокладка из ржаной сухой соломы. Это защищало пчел от зимнего и весеннего холода и чрезмерной влажности. Если же пасека стояла в лесу , то снить защищала пчел и от медведей.

Add comment


Security code
Refresh

Geschenkideen